Выходишь ты, стало быть, на трассу М4 Москва–Дон, и пошел, пошел, пошел – не останавливаясь на протяжении полутора тысяч километров. Конечно, с наличием остановок возможны варианты. По дороге туда я переночевал под Ростовом-на-Дону, а обратно доехал за 17 часов, без остановок. То есть, попробовал оба варианта. Но мои возможности были ограничены тем, что я был один за рулем. А если в машине два водителя и можно по очереди отдыхать, то в ночевке, на мой взгляд, нет никакого смысла.
Сейчас я уже понимаю, что лучше всего выезжать из Москвы вечером, в 20–21 ч, и всю ночь ехать – движение более спокойное, по крайней мере, первые 500 км до Воронежа. На следующий день, часов в 12, уже будешь в Анапе. Это если по первому варианту, без ночевки.
Дорога мне, кстати, досталась гнусная – подмосковный февраль в разгаре, снег с дождем не прекращался. Но что хорошо: по дороге не соскучишься. Сначала тебя развлекает Елец – Город Мягких Игрушек. На протяжении 20–30 км все придорожные магазинчики уставлены плюшевыми игрушками! Трасса хорошо освещена даже ночью, и торговля здесь не затихает круглосуточно. Магазинчики перемежаются стоянками дальнобойщиков и стихийными рынками с теми же игрушками.
А в районе Воронежа есть город Павловск. Тут другой товар: за 40 км до Павловска и столько же после него вся дорога – даже ночью! – уставлена сгущенкой, какао, подсолнечным маслом и медом. Но сгущенка преобладает! Целые батареи пластиковых бутылок и всего-то по 100 рублей… Так что рекомендую закупиться! Но, конечно, лучше это сделать на обратной дороге.
Увы, на протяжении следующих 500 км после Воронежа приготовьтесь к скучной езде: интересных городов вдоль трассы уже не будет. Зато из-за ремонтных работ на дороге периодически попадаются участки с односторонним движением. Ехать по ним – не слишком увлекательно. Можно, конечно, свернуть в сторону километров на 7–10, в населенные пункты, что на некотором отдалении от трассы, но такого желания, честно говоря, не возникает.
Но если навалится усталость, с ночлегом проблем не будет: вдоль трассы полно отстойников для фур и гостиниц для дальнобойщиков. Мне показалось, что там не слишком уютно, поэтому советую перетерпеть и встать на ночевку уже в Аксае, под Ростовом-на-Дону. Там цивилизация, стоянки для машин, вполне приличные придорожные кафешечки, ресторанчики, где и пивка испить приятно, и соляночки откушать…
Если поедете по первому варианту – с одним водителем в машине, то чтобы без лишнего напряга, лучше выезжайте из Москвы часов в 7–8 утра. Я, кстати, именно так и поступил по дороге туда. К вечеру как раз прибыл в Аксай – спутник Ростова, что в нескольких километрах от него. Переночевать в Аксае мне присоветовали гаишники. Они же вообще отсоветовали мне заезжать в Ростов – большой город, все дорого и народу много. А за Аксаем как раз есть объездная дорога на Краснодар. |
 |
 |
Интересный нюанс: на подъездах к Аксаю – сплошные степи, глушь, маленькие станички… И вдруг приезжаешь в торговый комплекс, один к одному с московским, что напротив птичьего рынка: Мега, Леруа-Мерлен и Ашан. Точно такая же развязка, точно такая же планировка комплекса. Дежа вю! Точь-в-точь. Через тысячу километров попадаешь туда же, откуда и выехал. |
Придорожных гостиничек в Аксае достаточно: 1 400 руб. – номер с завтраком. Я взял за 1 700 руб. – этот еще и с телевизором. Завтрак у них с пяти утра, так что часов в 6–7 можно выкатиться из города – время суток уже светлое, а машин еще мало. Первую сотню километров катишься по ростовским пригородам, а потом уходишь в сторону станиц. И последние 500 км до Анапы покажутся тебе ерундой и сплошным удовольствием.
Дороги в Краснодарском крае хорошие, станицы нарядные, машин мало, природа радует глаз – едешь и отдыхаешь. Гаишников, правда, хватает. А в разгаре весны, когда все зацветет, этот кусок пути вообще сказкой покажется. Я как раз собираюсь в апреле опять в Анапу смотаться, так что уже предвкушаю. |
 |
Одним словом, при таком графике в полдень ты уже в Анапе. Как раз удобно: в 12 часов в гостиницах – расчетный час.
 |
А обратно я домчался от Анапы до Москвы за 17 часов, без ночевки. Дороги разные, так что и двигался с разной скоростью, но выше 110–120 км/ч не ехал.
Солярки в одну сторону пути я заливал 2 с половиной бака, по деньгам где-то на 2 с половиной тыс. руб. А купейный билет на поезд до Анапы на одного человек обойдется где-то в 3 500 руб., на фирменный – 5 тыс. руб. |
Плацкартом подешевле, конечно, но 34 часа в плацкарте как-то не вдохновляют.
Кстати, в самой Анапе особой необходимости в собственных колесах не возникает: поездка на такси по городу стоит 50 рублей.
Но хочется ведь и по пригородам покататься, красотами полюбоваться, так что на своем авто все-таки сподручнее. А в теплое время вдвойне важно, потому что к конкретному пляжу не привязан.
Я съездил в долину Абрау-Дюрсо – очень красиво, даже в феврале. Озеро достаточно большое, с очень голубой водой, находится в ложбинке между гор прямо у подножия завода шампанских вин. |
 |
И наверх, на вечнозеленые сопки можно забраться. Снега там у них нет. И в Витязево тоже чудесный залив, рекомендую. Темрюк, опять же, недалеко, с его грязевыми вулканами.
В любое время года есть, конечно, организованные экскурсии, но это на любителя.
 |
Мне, например, не нравится зависимость от группы, от автобуса. На своей машине куда захотел, туда и поехал. Тем более если отъехать от мест общего пользования в сторону километров на 10–20, там есть приличные кафешечки с очень милой едой. Уха из свежевыловленного судачка, барабулька свежезажаренная. И все это тебе хорошо и приятно подают за столиком на улице. |
Это Тамань, ты уже на Азове. Море там совсем другое, волнуется, на волнах можно покататься. А можно искупаться в вулканах, в целебных грязях.
У меня полдня уходит на процедуры. Я езжу в Анапу в Центр оздоровления и омоложения человека, беру несколько процедур иглорефлексотерапии (она там идет в комплексе с моксотерапией – прижиганием биоактивных точек сигарами, семянотерапией, КВЧ-терапией и обкалыванием гомеопатией) и хожу на массаж. В последний раз, в феврале, взял 10 сеансов тибетского массажа. А по вечерам ходил на курсы психокоррекции по системе Норбекова.
И вся середина дня остается для развлечений, в зависимости от собственных предпочтений. Все, что здесь в округе стоит посмотреть, находится недалеко: 30–40 минут езды до Абрау-Дюрсо, столько же до Азова. Да много есть разных интересных мест. Дороги там хорошие, машин немного, катайся себе на здоровье. Прудиков всяких полно, баз разных … |
 |
В общем, если приехать дней на 10, то есть чем позаниматься.
 |
Жилье в Анапе в межсезонье от 200 рублей за сутки. Верхний предел комфорта, конечно, может быть в приличных гостиницах достаточно высоким – и 2 тыс. руб., и 3 тыс. руб. Главное – что есть выбор и по ценовой категории, и по уровню комфорта. Сейчас, когда туристов еще немного, пока не заработали на полную мощь кафешки, парки и дискотеки, в Анапе тишина и спокойствие, можно за приемлемые деньги остановиться в центре города, или в гостинице на самой набережной.
Но что самое приятное в Анапе в межсезонье – это отсутствие столпотворения людей. И погодка клевая. В феврале там уже была весна! |
И востребованность твоя как клиента и пациента тоже не может не радовать… А в апреле-мае, когда все расцветет, а до летней жары еще далеко, вообще будет сказка. В общем, пора паковать чемодан…
Михаил Х.
|